«Этнографические экспедиции как фактор сохранения татарского духовного богатства»

         С давних пор у каждого народа были свои традиции, обычаи, народные игры которые свойственны только ему. Сохранились традиции и обычаи, но народные игры были забыты. Для того чтобы понять красоту и богатство культуры своего народа, нужно вспомнить игры, в которых играли наши бабушки и дедушки. Игры были как песенно-танцевальными так и подвижными. В этом заключается большое познавательное и воспитательное значение национальных игр. Знакомство с культурными традициями совершенствует эстетический вкус у подрастающего поколения.

         Народные игры играют большую роль и в физическом развитии человека. Они воспитывают ум, характер, волю, мужество, стремление к победе, а так же создают определённый духовный настрой, интерес к народному творчеству.

         Игры являются и способом воспитания, и обязательной частью обрядов, сопровождающих человека на протяжении всей жизни. Играючи, татары и поют, и пляшут, и работают…

         Мы, работники Республиканского центра татарской культуры, были с фольклорно — этнографической экспедицией в октябре этого года   в районах Республики Марий Эл, где компактно проживают татары. Целью нашей экспедиции было — в каждом районе, в каждой татарской деревне, найти свой местный материал, давно позабытый и чуть потерянный на сегодняшний день, но сохраненный у нашего старшего поколения.

         Каждый аул  проводила свои традиции, обычаи по своему. Например, в Моркинском районе в деревне Алмаметьево (Кышна авылы) Сабантуй назывался — «Кышна Җыены». Кышна Җыены проходил целую неделю, гости приезжали на запряженных лошадях из Татарии и из близлежащих деревень. Бәйге җыю (сбор подарков) проходит до сих пор  игрой  гармонистов и пением частушек (такмаклар). Подарки были разные, кто что мог дарить (платки, мыло, яйцо и др.), а молодые девушки дарили вышитые платочки (чигүле кулъяулык). Если кто-то во время сбора подарков останется на работе, то он оставляет подарок заранее привязав свой узелок с подарком  к ручке калитки. Подарки давали с пожеланиями: чтоб на земле всегда был мир, счастье в семье, чтоб дети были здоровы, люди были добры друг другу, чтоб во время был дождь для хорошего урожая и т.п. После Җыен (по нынешнему Сабантуй), вечером, проводились вечерние игры (кичке уен). Весь народ играл, пел, танцевал. Все игры проводились под гармонь.

         Осенью, с наступлением холодов начинались вечерние посиделки (аулак өй), гусиные помочи (каз өмәсе). Каз  өмәсе — целый день взрослые ощипывают гусей, а молодые девушки несли готовых гусей на коромыслах к роднику для омывания. Вечером всех приглашали на застолье «каз ашы» (гусиный пир).

         В каждой деревне обряд бракосочетания был своеобразным. На стороне Моркинского района, девичий сундук с приданиями  выносили те парни, у которых оба  родителя были живы. Это была обязательным, чтобы молодожены жили вместе долго и счастливо. И ещё одна особенность — когда невеста уходит с отцовского дома в дом жениха, она не должна оборачиваться назад. Перед невесткой, пришедшей в дом жениха, под ноги ложат подушку, если она встанет на подушку — то она будет хорошой и доброй, а если   берет подушку на руки и заходит — будет злой.

         В татарских деревнях Моркинского района гармонистов было очень много. Все праздники, молодежные игры, вечерние посиделки, гулянья проходили  под танцевально — песенные мелодии гармонистов.

         Фольклорно — этнографическая экспедиция в Мари-Турекском районе показала, что ещё сохранились некоторые обычаи, традиции, которые свойственны именно татарам деревни Тат-Китня (Татар Кетнәсе авылы), поселка Мариец. При строительстве нового дома приглашали муллу, он читал молитву, а над фундаментом и «матчой»(балка) клали молитву написанную на бумаге на арабском языке. Дом строили только мужчины.  А в деревне Дружино (Дружино авылы) многие обычаи, традиции и праздники у татар и у русских были одинаково и проводились вместе. В этой части Мари-Турекского района проживали и проживают крещенные татары (кряшен татарлары). Они красили яйца, играли в Лапту. Самое удивительное — невестка пришедшая в дом мужа не должна была разговаривать со свекром целый год.

         В Мари-Турекском районе проводились и сохранились по сегодняшний день многие обычаи и традиции, такие как Ураза бэйрэм, Курбан бэйрэм, месяц Мавлид (Мәүлид ае), гусиные помочи и др.

         А обряд похищения девушки  свойственен только деревне Алашайка (Мазарбашы авылы) Параньгинского района. С экспедицией в этой деревне мы узнали об обряде «похищения» много интересного и удивительного. Похищение девушки было без её ведомо, молодые даже никогда не видели друг друга или только один раз виделись.Зимой девушек похищали на запряженных лошадях, а  летом на лошадях с тарантасами. А когда парень с девушкой знают друг друга хорошо, то тогда жених посылал сватов (димчеләр, димче әби) или сам с родителями приходил просить согласие на женитьбу. Если родители девушки согласны, то в тот же вечер приглашали Муллу, чтобы молодым читали «никах» или назначают этот день (никах көне). И дело шло к свадьбе.

         Весной, как и у всех народов, начинаются работы — весенние посевные. В деревне Алашайка «Беренче буразна бәйрәме»нә (праздник первой борозды) приглашали аксакалов (почтенные жители деревни), они выходили в поле и первые семена засеяли причитая о хорошем урожае, чтобы был вовремя и дождь и солнечные теплые дни, чтобы было мирное небо. После, молодежь играла, дети катали крашеные яйца, чтобы зерна колосьев были большими, круглыми и плотными. Весной, как земля начинала подсыхать молодежь собиралась у каменной речки под горой. Парни и девушки играли түгәрәкле (хоровод), хәтирә (парная игра), гармонисты играли меняя друг друга.

         Игры у татар были тесно связаны с традиционными обрядами, время их проведения и сам репертуар часто вписывались в годовой ритуально-земледельческий календарь. Самым известным татарским праздником сегодня является Сабантуй (праздник плуга). В ожидании его сельские ребятишки развлекались сбором крашеных яиц и играми в них. Подготовка  к празднику  Сабантуй начинался заранее. Для участия на скачках лошадям (раньше участвовали рабочие лошади) нужны были силы и ловкость, за месяц да праздника мальчишки и девчонки собирали сырые яица у жителей деревни и поили коней-скакунов. Молодые парни, подростки — наездники по вечерам после работы тренировали их.

         Летом, когда долго не было дождя, то проводили обряд вызывания дождя. Дети наполняли водой ведра и по улице ходили дети поливали людей, заходили во дворыдома, вызывали и поливали вышедших. Бабушки постарше замачивали платки, подол платьев, некоторые мыли лицо. Это был обряд «Карга ашы» — вызывание  дождя. После этого шел дождь.        

         А с наступлением осени в каждом доме начинались «Каз өмәсе» (гусиные помочи) и  «Аулак өй»ләр (вечерние посиделки). Гусиные помочи — женщины по старше общипывали гусей, а дети щипали перо. Молодых девушек отправляли на улицу, давая немного гусиного пуха. Они должны были этот пух разбросать по улице пока не встретят мужчину и не спросят его имя,  и в большинстве случаев девушка выходила замуж за парня таким именем.

         Для татар «Аулак өй»ләр (вечерние посиделки или молодежные посиделки) — это синоним праздника и веселья. Посиделки устраивали в доме, где в этот вечер взрослые уезжали, а дома оставались дети и молодая девушка на выданье. Подружки приходили со своими рукоделиями, приносили угощения, а парни с гармошками под окном пели частушки, чтобы их впустили. За песнями и шутливыми разговорами засиживались до поздней ночи. Аулак өй не обходился без игр. Особенно играли «Йөзек салыш» («Колечко»), «Каеш сугыш уены» («Битье с ремнем»). «Каеш сугыш уены» — правила игры были несложными, но интересными: все участники садились по кругу, по середине круга ставится стул и ремень, выбирали ведущего, он с ремнем на руках ходит по кругу и понравившейся девушке «бьет» ремнем по колену или по руке, идет(или бежит) к стулу ставит ремень на спинке стула, а девушка, если парень понравился она должна быстро подхватит ремень и бить парня. Если удастся, то пара выходит на крылечко «күгәрчен ашатырга» (покормить голубя), парень держит в зубах спичку а девушка должна забрать спичку губами или зубами, парень в этот момент должен поцеловать девушку. В игре если девушке или парню не понравится игрок который бил ремнем, то она не спешит взять ремень и идет не спеша, водящим становится он(она). «Аулак өй» приходили в основном парни отслужившие, выбрать себе невест. А у девушек парни, которые служили, были в почете.         По рассказам бабушек и дедушек, обряд «Солдатка озату» (провода в Армию) имел и имеет по сегодняшний день особую значимость. Обряд проходит так: испекают домашний круглый хлеб, с этим хлебом обводят вокруг  парня-призывника, дают ему откусить, и хлеб убирают в верх печки до приезда солдата. Парень-призывник должен отпустить обе руки в муку и оставить след своих рук в «матче» (на балке потолка). Вечером все парни с гармошкой  ходили пели» такмаклар» ( рекрутские частушки). А утром, когда проводят до военкомата, также с песнями по улице, все односельчане выходят пожелать счастливого пути и хорошей службы.По результатам  и материалам  этнографическо-фольклорной экспедиции 16 ноября в здании Республиканского центра  татарской культуры состоялся Межрегиональный фестиваль –конкурс “Энже бортэклэрен эзлэп….”( В поисках жемчужин….). Основными целями и задачами фестиваля –конкурса являются :сохранение, возрождение  ипопуляризация аутентичных форм татарских народных традиций, обрядов, обычаев;выявление и поддержка носителей традиционной культуры;повышение уровня мастерства творчесикх коллективов и отдельных исполнителей;интеграция деятельности исследовательских и образовательных учреждений, домов культур, клубов, частных лиц в сферу изучения национальных культурных ценностей. На фестиваль -конкурсе приняли  участие  фольклорные коллективы из  районов Республик Марий Эл,Татарстана,Чувашия ,Нижегородской,Ульяновской  области и Пермского края .Было 427 участников и 131 подано было заявок на участие в конкурсе  .
В конкурсе приняли участие все желающие в следующих номинациях: «Вокал», «Народное устное творчество», «Хореография», «Фольклор», «Инструментальное исполнительство». Организаторами являются фестиваля –конкурса  являются Министерство культуры печати и по делам национальностей Республики Марий Эл ,Исполком Всемирного конгресса татар , Республики Марий Эл”,ГАУК РМЭ “Республиканский центр татарской культуры” , Общественная организация “Регионально –нациоПональная автономия татар при грантовой поддержке Министерства культуры Республики Татарстан. Гран-при фестиваля завоевал  татарский народный ансамбль «Ялкын»  под руководством Гузаль Федоровой из города Чебоксар.

 

Авторы: методисты ГАУК РМЭ “Республиканский центр татарской культуры”

Аухадуллина Рамзия Хидиятовна, Рамай Загидуллович Юлдашев.

 

 

comments powered by HyperComments